Вульвит

Вульвит представляет собой воспалительный процесс различной этиологии, который локализуется в зоне наружных половых органов женщины. Процесс может быть острым и хроническим, первичным и вторичным. Острый вульвит – внезапно возникшее заболевание, срок которого не превышает 2-х месяцев. Воспаление гениталий, продолжающееся более 2-х месяцев, носит название хронического вульвита.

Этиологическими факторами вульвита являются различные микроорганизмы:

• неспецифическая микрофлора (кишечная палочка, протей, клебсиелла, стрепотокки, стафилококки, энтерококки и другие бактерии);
  • бактерии, вызывающие заболевания, передаваемые половым путем (трихомонады, гонококки, хламидии, грибки, микоплазмы, уреаплазмы, гарднереллы);
  • вирусы (вирусы простого герпеса, цитомегаловирус, папилломавирус, вирус контагиозного моллюска).

Стоит сказать, что вирусные вульвиты встречаются редко.

Клиника вульвита
симптомы вульвита

Первичный вульвит возникает в случае изначального инфицирования гениталий. При этом развитию вульвита способствует множество факторов:

1. cнижение реактивности организма;
  2. pаболевания эндокринной системы женщины;
  3. механические микротравмы гениталий (во время секса или мастурбации);
  4. несоблюдение стандартных правил и принципов интимной гигиены;
  5. ношение синтетического белья;
  6. паразитарные заболевания человека, сопровождающиеся расчесыванием перианальной зоны и области гениталий;
  7. наличие мочеполовых свищей;
  8. длительный прием антибиотиков, гормонов, иммуносупрессоров;
  9. избыточная масса тела;
  10. опрелость кожи;
  11. различные неблагоприятные факторы внешней среды (жаркий и влажный климат, ионизирующие и электромагнитные излучения, значительные колебания внешних температур).

Вторичный вульвит обусловлен тем, что первичный очаг инфекции локализован в области органов малого таза и воспалительный процесс переходит на область гениталий.

Достаточно часто в клинической практике врачам приходится иметь дело с сочетанным поражением наружных половых органов и влагалища. В этом случае процесс носит название вульвовагинита.

В отдельную группу выделяют аллергический вульвит, который может развиться в результате местной аллергической реакции на тот или иной аллерген (мыло, ткани белья).

Вульвит встречается у женщин любого возраста, а также у девочек с первого дня жизни. У маленьких девочек и пожилых женщин вульвит чаще всего является первичным. Это связано с тем, что в этой возрастной группе неадекватно функционирует местная защита влагалища и гениталий. В микрофлоре влагалища отсутствуют кисломолочные бактерии, среда влагалища и гениталий щелочная и имеется значительное количество условно-патогенных микробов (стафилококков и стрептококков), которые при незначительных неблагоприятных факторах, о которых сказано выше, становятся агрессивными, бурно размножаются и вызывают активный воспалительный процесс. У пожилых женщин в результате изменения гормонального фона происходит изменение кожи и слизистых. Они истончаются, становятся ломкими, и на их поверхности создаются благоприятные условия для жизни бактерий. У женщин половозрелого возраста чаще встречается вторичный вульвит.

Таким образом, вульвит относится к группе воспалительных заболеваний женской половой сферы, захватывает область наружных половых органов и нередко комбинируется с воспалительным поражением влагалища.