Уреаплазмоз

Уреаплазмоз представляет собой вялотекущий инфекционно-воспалительный процесс, протекающий в половых путях и органах малого таза, вызванный микроорганизмом Ureaplasma urealyticum при отсутствии иных причин данного воспаления.

Заражение уреаплазмозом
В настоящее время уреаплазмы встречаются у значительной части населения, выявляются случайно при проведении исследований при подготовке к беременности, профилактических осмотрах. При этом имеет место только носительство инфекции, причем частота выявляемости уреаплазм у женщин выше, чем у мужчин. У небольшого числа людей, инфицированных уреаплазмами, имеется вялотекущий воспалительный процесс. Считается, что уреаплазмы могут быть выявлены у 60-70% клинически здоровых людей, ведущих активный половой образ жизни. По нашим данным эти цифры все же значительно меньше и составляют около 25%.

Путь передачи инфекции половой, как вагинальный, так и анальный. Инфицирование во время орального секса не исключается, однако риск заражения значительно меньше.

Возможно заражение плода во время беременности от матери, причем передача инфекции может быть как во время беременности путем переноса бактерий током крови через плаценту, так и восходящим путем, со стороны влагалища. При этом может иметь место внутриутробное поражение плода. Также не исключается инфицирование в момент родов, при прохождении родовых путей матери.

Уреаплазмоз относится к разряду транзиторных болезней. В общем, источником уреаплазм являются инфицированные женщины, имеющие не одного полового партнера в год. Инфекция также может переходить от мужчин к женщинам, однако в этом случае риск заражения ниже.

Развитие уреаплазмоза
Наличие уреаплазм в организме не обязательно вызывает воспаление. Уреаплазмы могут длительно сохраняться в организме человека, не вызывая заболевание. Для развития уреаплазмоза важно наличие различных факторов:

1. Снижение реактивности организма, длительная супрессивная терапия, иммунодефициты.
  2. Частая смена половых партнеров, возникновение суперинфекции (когда на имеющуюся инфекцию часто накладывается аналогичная).
  3. Различные воспалительные заболевания органов малого таза.
  4. Рецидивирующий хронический бактериальный вагиноз.

Инкубационный период небольшой, от нескольких дней до двух, иногда трех недель. У мужчин воспаление может протекать по типу уретрита, а у женщин – кольпита и цервицита. Уреаплазмоз может быть острым и хроническим. Об острой инфекции говорят, когда ее срок не превышает 2-х месяцев от момента заражения. Для уреаплазмоза характерен восходящий путь, постепенно наблюдается поражение органов малого таза (у женщин это эндометрит, аднексит, сальпингоофорит, у мужчин – простатит, везикулит, эпидидимит). Все эти заболевания отличает крайне вялое течение процесса, с невыраженными клиническими проявлениями. Есть данные о том, что уреаплазмы негативно влияют на состояние шейки матки при наличии сопутствующей папилломавирусной инфекции.

Уреаплазмоз при беременности
Уреаплазмоз во время беременности оказывает негативное влияние на течение беременности и развитие плода. Может быть хорионамнионит, послеродовой эндометрит, послеродовая лихорадка. Кроме того, уреаплазмоз может приводить к нарушению работы шейки матки во время родов и быть причиной невынашивания беременности. У детей, имеющих врожденный уреаплазмоз, наблюдается поражение легких и бронхов, а также низкий вес. В тяжелых случаях возможна генерализованная инфекция с поражением нервной ткани.

Таким образом, уреаплазмы и уреаплазмоз являются потенциально опасной инфекций, передающейся половым путем и носящей массовый характер.