Трихомониаз

Трихомониаз представляет собой инфекционный процесс, передающийся половым путем и характеризующийся развитием воспаления гениталий. В ряде ситуаций, трихомониаз может иметь бессимптомное течение. Возбудителем болезни является влагалищная трихомонада (Trichomonas vaginalis) - одноклеточный подвижный микроорганизм. По различным статистическим данным считается, что трихомонадная инфекция является самой распространенной среди населения земного шара.

Заражение
Заболевание передается половым путем, причем наибольший риск инфицирования существует в случае незащищенных вагинальных половых контактов. Заражение во время анального секса возможно, во время орального – маловероятно, хотя и не исключается. В литературе есть описания бытовых путей инфицирования, которые характерны для девочек и женщин при использовании общих предметов интимной гигиены вместе с больным человеком или трихомонадоносителем.

Инкубационный период вариабельный, от нескольких дней до нескольких недель. Часто трихомониаз встречается в сочетании с другими половыми инфекциями:

У женщин трихомонады колонизируют влагалище и уретру. У мужчин инфекция локализуется в уретре, семенных пузырьках, предстательной железе. Есть данные о том, что трихомонады могут перемещаться и достигать верхних мочевых путей и почек, а также обнаруживаться в матке и ее придатках. Ежегодно в мире инфицируется 3-15% населения.

Трихомониаз
трихомониаз

Клиническая картина
Трихомониаз может встречаться в различных клинических формах: острая инфекция, хронический процесс и носительство трихомонад. У женщин инфекция протекает с весьма явной клинической симптоматикой, у мужчин же, наоборот, почти всегда имеется стертое течение заболевания.

Воспаление при трихомониазе имеет некоторые особенности. Трихомонада прикрепляется на стенках слизистой, использует питательные вещества клетки и внеклеточной жидкости. Учитывая подвижности трихомонад, последние перемещаются в толщу половых желез и складки слизистой. В этих участках для них существуют благоприятные условия для жизни и размножения. Наблюдается лейкоцитарная реакция организма человека, причем у женщин она может быть выраженной, а у мужчин практически отсутствует. Кроме того, при комбинации с другими микроорганизмами трихомонады являются естественным резервуаром для них. Трихомонады могут поглощать группы хламидий, гонококков и других бактерий, накапливать их в своей цитоплазме и переносить на значительные расстояния от первичного очага инфекции.

Трихомониаз в значительной степени вызывает морфологические изменения половых органов и органов малого таза, может приводить к развитию осложнений, таких, как хронический простатит и везикулит у мужчин и формирование непроходимости маточных труб у женщин. Кроме того, трихомониаз во время беременности оказывает негативное влияние на ее течение и развитие плода: невынашивание беременности, гипотрофия плода, воспалительные изменения.

После перенесенного заболевания специфический иммунитет не вырабатывается, и возможны повторные заражения.

В настоящее время отмечается тенденция трихомонад во всем мире, выработки факторов устойчивости к различным противотрихомонадоцидным средствам. Поэтому перед фармакологами стоит задача по синтезу новых эффективных средств.

Профилактика
Профилактика заболевания стандартна – рекомендуются моногамные половые отношения, а в случае случайных связей требуется правильное использование презервативов. Презервативы защищают от заражения трихомонадами в 100% случаев при ненарушенной целостности и верном их использовании.

Таким образом, трихомониаз является одной из наиболее частой инфекцией, которая передается половым путем и вызывает развитие специфического воспалительного процесса органов малого таза и гениталий.