Сальпингоофорит

сальпингоофорит

Сальпингоофорит представляет собой инфекционно-воспалительный процесс, локализованный в яичниках и маточных трубах. Он может быть вызван как неспецифическими микроорганизмами, так и специфическими.

Кроме того, заболевание нередко возникает в результате инфекций, передающихся половым путем. Оно может быть острым, подострым и хроническим, также носить односторонний и двухсторонний характер. Часто сопровождается сальпингитом.

Этиология и патогенез
Этиологическими причинами неспецифического сальпингоофорита являются патогенные и условно-патогенные микроорганизмы: кишечная палочка, клебсиелла, протей, стафилококк, стрептококк, энтерококк, анаэробные микроорганизмы. Из специфических инфекций стоит отметить микобактерии туберкулеза. Из ИППП воспаление труб и яичников чаще всего возникает при острой восходящей гонорейной инфекции, однако нередки случаи его образования и при хламидиозе, микоплазмозе, уреаплазмозе. Роль вирусов в развитии болезни абсолютно точно не доказана.

Инфекционные агенты проникают в ткани яичника и маточной трубы восходящим путем из полости матки, цервикального канала и влагалища. Не исключается и гематогенный, и лимфогенный путь переноса из имеющихся очагов инфекции в организме. Это могут быть хронические мочевые, кожные инфекции, хронический тонзиллит, синусит, воспалительные процессы в легких. Микобактерии туберкулеза проникают в органы малого таза гематогенным путем из пораженных легких, а также иных органов. Кроме того, возможно развитие острого сальпингоофорита после проведения оперативных вмешательств и инструментальных исследований на органах малого таза. Наиболее часто это может быть при абортах и выскабливаниях полости матки, особенно в случаях замершей беременности. Наряду с гноеродной инфекцией быть причиной воспаления могут быть и госпитальные микробы, в частности синегнойная палочка.

Возникновению острого сальпингоофорита способствуют различные внешние и внутренние факторы:

• иммунодефициты,
  • заболевания эндокринной системы,
  • гипо- и авитаминозы,
  • хронические инфекционные процессы в организме женщины,
  • переохлаждения,
  • воздействие различных излучений.

Процесс воспаления вначале носит катаральный характер, постепенно при отсутствии лечения переходит в гнойное. В наиболее тяжелых случаях наступает гнойное расплавление ячника и трубы. Вокруг гнойника формируется защитный инфильтрат. Такое образование носит название тубоовариального абсцесса.

Клиническая картина
В ряде ситуаций воспалительный процесс приобретает вялотекущее хроническое течение, эпизоды обострений сменяются периодами ремиссии. Хронический воспалительный процесс в яичниках и маточных трубах нередко носит двухсторонний характер, изменяет морфологию органов, нарушает их функцию, а также в конечном итоге приводит к анатомо-топографическим изменениям органов малого таза и образованию спаечного процесса. Склеротические изменения яичников могут стать причиной нарушения репродуктивной, эндокринной функций.

Изменения в маточных трубах зачастую приводят к закономерной непроходимости маточных труб, что в конечном итоге оборачивается бесплодием или внематочной беременностью. Иногда происходит образование замкнутой полости маточной тубы, содержащей транссудат (отечную жидкость). Если в полости трубы скапливается гнойный воспалительный экссудат, то говорят о пиосальпинксе. Пио- и гидросальпинкс могут быть клапанными, т.е. в силу ряда причин возможно наступление неплодного дренирования полости с последующим накоплением в полости трубы жидкости.

Стоит сказать, что сальпингоофорит является наиболее частой причиной обращения женщин к гинекологу. В тоже время существует множество ситуаций, при которых обнаружение хронического воспалительного процесса является случайной находкой, которая обнаруживается на этапе обследования в случае бесплодного брака.