Оофорит

Оофорит или воспаление яичников встречается в гинекологии нечасто. Это заболевание, как правило, протекает с воспалительным процессом в фаллопиевых трубах, такое состояние называется сальпингоофорит. Также патология сопровождается эндометритом, аднекситом. Причиной воспаления могут служить множество факторов:

• инфекции, передающиеся половым путем: среди самых распространенных отмечают хламидии, уреаплазмы, микоплазмы, трихомонады, гонококки.
  • инфекционно-воспалительные процессы во внутренних органах: возбудителями могут быть условно-патогенные микроорганизмы (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и пр.)
  • аборты: особенно проведенные на поздних сроках беременности
  • родовая деятельность, кесарево сечение
  • переохлаждения
  • сильные стрессы, продолжительные депрессии
  • гормональные нарушения
  • использование внутриматочных спиралей.

В подавляющих случаях воспаление яичников имеет вторичный характер; инфекция переходит из полости матки, вовлекаются расположенные рядом внутренние половые органы.

Клиническая картина
Для клинической картины оофорита характерны следующие симптомы:

оофорит

При остром течении наблюдаются признаки интоксикации, к ним относятся повышение температуры, головные боли, потеря аппетита, слабость в суставах. В хронической форме заболевание протекает менее выражено, обычно беспокоят периодические боли внизу живота, нерегулярные менструальные кровотечения, дискомфорт во время сексуальных контактов.

В зависимости от локализации различают односторонний, двусторонний оофорит. При осмотре гинеколог проводит дифференциальную диагностику, чтобы отличить заболевание от кистозных образований, миомы матки, внематочной беременности. Специалист проводит пальпаторное обследование, ультразвуковое исследование, необходимы лабораторные анализы крови, мочи, анализ мазка. Лечение оофорита направлено на борьбу с возбудителем путем приема антибиотиков, на снижение болевого синдрома посредством анестетиков. При воспалении яичников назначаются физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющие препараты.

Осложнения
Воспалительный процесс может иметь очень серьезные последствия. Он провоцирует снижение функции яичников, что приводит к гормональному сбою, снижению либидо, патологиям яичников (например, поликистоз). Гнойный экссудат способствует формированию гидросальпинкса или пиосальпинкса, удаление которого производится только хирургическим путем. Оофорит служит причиной образования спаек между маточными трубами и яичниками. В дальнейшем заболевание может отразиться на репродуктивной функции женщины и вызвать бесплодие.

Вопросы пациентов

• Здравствуйте. Мне сегодня поставили диагноз: поликистоз и оофорит. Прописали от воспаления Диклоберл 100 (свечи), Вокадин (свечи), Траумель С, от поликистоза: Ярина. Скажите, эти препараты эффективны при этих болезнях. »»

• Добрый вечер, уважаемые врачи! Я уже писала Вам по поводу непонятных месячных. Сегодня очень замерзла, решила полежать в теплой ванне, начал болеть живот, как перед началом месячных и пошла немного кровь. Вы можете хотя бы предположительно сказать, что это такое? Могла ли я застудить яичники? »»

• Добрый день! Делала недавно УЗИ, результаты следующие: в полости левого яичника желтое тело диаметром 14 мм, контуры нечеткие. Эхокартина м/эндометрита, двустороннего оофорита, беременность не просматривается. У меня задержка на 8 дней, а задержек у меня не бывает. Выделений никаких нет, но тянет живот, как при месячных. Что это? Мне 37 лет, два кесарева. »»