Микоплазмоз

Микоплазмоз (урогенитальный микоплазмоз) представляет собой инфекционный процесс, локализованный в органах малого таза женщин и характеризующийся вялотекущим воспалением или же стертым, бессимптомным течением. Этиологической причиной микоплазмоза является микроорганизм, относящийся к роду Mycoplasma. Характерной особенностью данных внутриклеточных паразитов является их тропность к клеткам цилиндрического эпителия, который встречается в органах малого таза и гениталиях. Микоплазмы не имеют клеточной мембраны и для осуществления клеточного цикла им необходима эпителиальная клетка человека.

О возбудителе

В настоящее время относительно хорошо изучены следующие разновидности микоплазм: M.pneumoniae, M.arthritidis, М.hominis, M.genitalium и М. fermentans. Считается, что урогенитальную зону поражают М.hominis и M.genitalium. Остальные виды микоплазм ответственны за развитие воспаления в других органах и системах, в частности, они могут быть причиной возникновения атипичной пневмонии и других поражений дыхательного тракта.

Если раньше считалось, что микоплазмы являются абсолютными патогенами, вызывающими патологический воспалительный процесс в случае инфицирования, то исследования последних лет говорят о том, что микоплазмы могут выявляться у абсолютно здоровых женщин. По данным ряда авторов микоплазмы встречаются в виде носительства у 10-25% (а по некоторым данным и до 50%) женщин. У мужчин данный процент значительно ниже. Учитывая данный факт, следует считать, что выявление микоплазм у клинически здоровых женщин нельзя рассматривать как микоплазмоз. Таким образом, современное определение микоплазмоза следующее – это инфекционно-воспалительный процесс, протекающий в органах малого таза женщин при исключенных иных возможных причинах данного воспаления.

О способах заражения

Для микоплазм и развития микоплазмоза характерно несколько путей инфицирования:

1. Половой путь заражения. Инфицирование возможно во время вагинальных и анальных половых контактов. Заражение во время орального секса – остается дискутабельным.
  2. Вертикальный путь заражения. В данном случае инфицирование плода микробами происходит во время беременности от больной матери.
  3. Заражение ребенка при прохождении родовых путей во время родов.
  4. Бытовое заражение – скорее исключено.

Инкубационный период у микоплазмоза относительно длительный и составляет в среднем около 2-х недель. Микоплазмоз может иметь несколько вариантов течения: острый микоплазмоз, хронический микоплазмоз и бессимптомное латентное течение инфекции.

Сопутствующие факторы

Считается, что после инфицирования микоплазмоз развивается в ситуациях, когда имеются различные способствующие факторы:

1. снижение реактивности организма женщины;
  2. нарушение нормального состава влагалищной микрофлоры;
  3. наличие гормональных расстройств и заболеваний;
  4. неблагоприятные факторы внешней среды (жаркий и влажный климат, ионизирующие и электромагнитные излучения, перепады температур и др.;
  5. длительный прием антибиотиков и иммуносупрессоров;
  6. беременность.

Таким образом, микоплазмоз является воспалительным процессом, вызванным микроорганизмами – микоплазмами, относится к заболеваниям, передаваемым преимущественно половым путем, при определенных условиях несет потенциальную опасность для здоровья женщины.