Гарднереллез

Клиническая картина
гарднереллеза
клиническая картина гарднереллеза

Гарднереллез представляет собой патологический процесс, локализованный во влагалище и характеризующийся нарушением состава нормальной микрофлоры, при котором происходит увеличение количества микробов рода гарднерелла - Gardnerella vaginalis. Если при этом наблюдается увеличение числа анаэробных микроорганизмов, то тогда говорят о бактериальном вагинозе.

Влагалищная микрофлора в норме
В норме во влагалище здоровой женщины преобладают лактобактерии (палочки Додерлейна), которые имеют главенствующее значение в микробиоцинозе влагалища. Кроме лактобацилл в составе влагалищной микрофлоры могут быть множество иных микроорганизмов:

• кокки,
  • энтеробактерии,
  • бактериоиды,
  • коринебактерии,
  • гарднерелла вагиналис,
  • анаэробы,
  • грибки,
  • мобилункусы.

Суммарное количество таких микробов не превышает 3-5%. Большой пул лактобацилл создает естественный защитный барьер слизистой влагалища. Продукты метаболизма палочек Додерлейна обладают активностью в отношении патогенных микробов, а также создают резко кислую среду во влагалище. рН среды влагалища ниже 4,5 не позволяет паразитировать патогенным и условно-патогенным микроорганизмам.

Механизм развития гарднереллеза
Однако в силу ряда причин, эндогенных и экзогенных, происходит нарушение баланса микроорганизмов, что создает условия для активации анаэробов и гарднерелл. Увеличение числа анаэробных микроорганизмов приводит к конкурентному подавлению количества палочек Додерлейна, разрушению защитных барьеров и сдвигу рН влагалища в щелочную сторону. Это создает благоприятные условия для инфицирования другими патогенными микробами и развития воспалительных заболеваний органов малого таза.

На нарушение микробиологического состава влагалища могут влиять следующие факторы:

1. Длительное использование антибиотиков системного и местного действия.
  2. Длительное использование местных антисептиков.
  3. Регулярное частое применение препаратов для местной контрацепции (спермицидов).
  4. Наличие различных хронических воспалительных процессов во влагалище и в органах малого таза.
  5. Наличие ВМС.
  6. Частые спринцевания влагалища.
  7. Частая смена половых партнеров.
  8. Заболевания шейки матки (в особенности ассоциированные с вирусом папилломы человека).
  9. Гормональные нарушения.
  10. Нарушения менструального цикла.
  11. Резкие изменения климатических условий и невозможность для осуществления приемов интимной гигиены.
  12. Беременность.
  13. Хирургические вмешательства.
  14. Снижение реактивности организма.
  15. Стрессовые ситуации.

В клинической практике гарднереллез встречается часто. Клиническая картина заболевания весьма типична. Болеют только женщины. Наличие гарднереллеза у мужчин дискутабельно, однако множество исследований говорят о том, гарднереллы могут некоторый промежуток времени находиться на поверхности слизистой уретры и передаваться половым путем.