Бактериальный вагиноз

Бактериальный вагиноз представляет собой инфекционный невоспалительный патологический процесс, происходящий во влагалище и характеризующийся отсутствием патогенной микрофлоры.

Механизм развития
По своей сути бактериальный вагиноз является следствием изменения состава нормальной микрофлоры влагалища. Известно, что в 1 мл влагалищного отделяемого содержится около 10 000 000 микробных тел, из которых преобладают молочнокислые лактобациллы. В норме их количество не должно быть меньше 80-90% всего бактериального состава. Из других значимых микробов следует отметить:

• различные виды стафилококков,
  • грибков,
  • микробов рода Gardnerella,
  • энтеробактерий,
  • а также большое число анаэробов.

Поскольку число кислотопродуцирующих микроорганизмов большое, то в полости влагалища имеется благоприятная кислая среда, которая хорошо подходит для жизнедеятельности лактобацилл и губительна для патогенов и условных патогенов. В силу различных факторов, как внешних, так и внутренних, наблюдается внезапный бурный рост микробов, изменение рН влагалища в щелочную сторону. Это, в свою очередь, стимулирует размножение и рост анаэробов, включая Gardnerella vaginalis. Количество микробных тел достигает значения 10 в 12-15 степени. Анаэробные микробы в процессе своей жизнедеятельности начинают продуцировать большое число летучих аминов, которые и создают неприятный запах из влагалища – патогномоничный симптом бактериального вагиноза.

Причины бактериального вагиноза

Из внутренних факторов, способствующих развитию бактериального вагиноза, следует отметить следующие:

1. Наличие текущих инфекционно-воспалительных заболеваний урогенитальной зоны, в особенности, таких процессов, как уреаплазмоз, микоплазмоз и хламидиоз;
  2. Наличие эндокринных нарушений и заболеваний;
  3. Наличие фоновых заболеваний шейки матки (эндоцервицит, эктопия, цервикальная интраэпителиальная неоплазия);
  4. Нарушения со стороны иммунной системы;
  5. Длительно существующая ВМС.

Внешние факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Частая смена половых партнеров или же многочисленные половые партнеры в короткие промежутки времени;
  2. Длительное использование антибиотиков;
  3. Частые спринцевания с использованием антисептиков и отваров лечебных трав;
  4. Частое применение препаратов для местной контрацепции (спермицидов);
  5. Длительное использование препаратов гормональной контрацепции;
  6. Нарушения личной интимной гигиены;
  7. Неблагоприятные факторы внешней среды (переохлаждения, сухой и жаркий климат, влияния различных ионизирующих и электромагнитных излучений).

Клиника и диагностика бактериального вагиноза

Заболевание может носить острый и латентный характер. В случае острого процесса, заболевание начинается внезапно. Женщины предъявляют жалобы на наличие выделений из влагалища и крайне неприятного запаха. Кроме того, может быть зуд и неприятные ощущения во влагалище. При осмотре можно определить наличие большого числа вагинальных выделений, которые имеют белый или сероватый цвет. Если вместе с бактериальным вагинозом имеется воспалительный процесс, то выделения могут быть желтого или зеленоватого оттенков. Выделения могут быть пенистыми, жидкими или тягучими. Характерной особенностью выделений в данном случае является тот факт, что они имеют очень своеобразный запах – запах «тухлой рыбы». Запах усиливается непосредственно перед половым актом.

Диагностика бактериального вагиноза цены
Забор мазка на цитологию 350-00
Забор мазка на флору 350-00
Забор мазка для посева 350-00
Забор мазка для ПЦР 400-00

бактериальный вагиноз
Результаты микроскопии мазка

Диагностика бактериального вагиноза сложностей не представляет. В настоящее время рекомендуется использовать диагностические критерии Амселя. Диагноз считается подтвержденным в случае наличия 3-х положительных признаков из следующих:

1. Наличие патологических выделений из влагалища;
  2. Сдвиг рН влагалища в щелочную сторону (более 4,5);
  3. Положительный аминный тест, который заключается в добавлении 10% раствора КОН в вагинальное отделяемое на предметном стекле и резкое усиление неприятного запаха;
  4. Визуализация «ключевых клеток» при микроскопии мазка. «Ключевые клетки» - также специфичный симптом бактериального вагиноза, который представляет собой большое число эпителиальных клеток влагалища с расположенными на их поверхности многочисленными микроорганизмами, ассоциированными с бактериальным вагинозом: гарднерелл, стафилококков, энтеробактерий, анаэробов;
  5. Выявление ДНК указанных микроорганизмов при проведении ПЦР-диагностики;
  6. Бактериологическое подтверждение после получения результатов бактериологического исследования.

Лечение бактериального вагиноза

Лечение бактериального вагиноза в настоящее время сложностей не представляет, препаратами выбора являются противопротозойные средства, обладающие активностью в отношении анаэробов. Кроме того, используются различные комбинации антибиотиков, основанные на данных экспресс-бактериоскопии. Местно используется Клиндамицин в виде крема. Если бактериальный вагиноз существует вместе с воспалительным урогенитальным процессом, то лечение основывается на принципах терапии основного заболевания. С целью стимуляции местного иммунитета, а также активации роста и размножения лактобацил, применяется вакцина СолкоТриховак. Половые контакты на время лечения исключаются. После завершения лечения выполняется контрольные микроскопические исследования. В завершении терапии рекомендуется введение в организм лактобацилл, как внутривагинально, так и системно. Прогноз вполне благоприятный.

Вопросы пациентов

• Добрый день! После свадьбы с мужем перестали предохраняться. Если во время полового акта сперма попадает во влагалище, начинается чувство жжения, которое примерно через минут 30-40 проходит. Что это может быть? »»

• Добрый день. Примерно месяц назад у меня начались обильные выделения с неприятным запахом из влагалища, зуда и болей нет. Что это за болезнь? И может ли она быть последствием цистита, частых простудных заболеваний, незащищенного секса? Заранее благодарю.»»

• Здравствуйте! Беспокоят выделения беловатого оттенка средней обильности, запах неприятный. Флюкостат не помогает, применяла его 1 раз в две недели, стоит внутриматочная спираль. Врачи ничего не обнаружили. Что это и как с этим бороться?»»