Аднексит

Под аднекситом понимают воспаление ткани яичника, не распространяющееся за пределы капсулы. Часто встречается вместе с поражением маточной трубы и придатков матки. В этом случае развивается сальпингоофорит. Воспалительный процесс может быть односторонним и двухсторонним, острым, подострым и хроническим. Также выделяют неосложненную и осложненную форму.

Наиболее частой причиной заболевания являются следующие микроорганизмы:

• кишечная палочка,
  • протей,
  • клебсиелла,
  • энтеробактерии,
  • гноеродные стафилококки,
  • стрептококки.

аднексит

Проникновение инфекции в ткань яичника происходит восходящим путем, поэтому обычно в таких ситуациях всегда имеется первичный очаг воспаления. Это может быть кольпит, цервицит, эндометрит.

Кроме того, инфекция может проникать в яичник лимфогенным и гематогенным путем, особенно при наличии воспалительных процессов близлежащих органов, например, при цистите, мочевых инфекциях, воспалительных заболеваниях прямой кишки. Также возможен перенос бактериальных эмболов из иных очагов инфекции: гнойные тонзиллиты, синуситы; пульпиты; фарингиты и др.

Инфекции, передаваемые половым путем, вызывают аднексит достаточно часто, однако он может протекать по-разному, в зависимости от типа инфекции. Так, при острой гонорее воспаление носит бурный и острый характер, а в случае хламидиоза – болезнь длительное время протекает вяло, без явной клинической симптоматики.

Микобактерии туберкулеза заносятся в органы малого таза гематогенным путем, в случае наличия в организме женщины других активных очагов туберкулеза.

Возникновению заболевания способствуют различные неблагоприятные факторы внешней среды:

• переохлаждение,
  • неблагоприятные условия жизни,
  • радиационный фон,
  • снижение реактивности организма,
  • иммунодефицит,
  • гиповитаминозы,
  • снижение массы тела,
  • эндокринные нарушения,
  • многочисленные половые партнеры.

Стоит сказать, что часто аднекситы развиваются после инструментальных и оперативных вмешательств на органах малого таза (гистеросальпингография, введение ВМС, гистероскопия), особенно после прерываний беременности, проводимых хирургическим путем.

Типы и клинические признаки
Воспаление при аднексите может иметь следующие типы: катаральное, флегмонозное и гнойное.

Гнойное воспаление приводит к деструкции яичника и распространению процесса на органы малого таза. Он начинает распространяться на маточные трубы, что приводит к локальному скоплению гнойного содержимого маточной трубы – пиосальпинксу. Распространение воспаления на брюшину приводит к развитию пельвиоперитонита. Образовавшийся гной перемещается в маточно-прямокишечное пространство. Такое скопление гноя носит название абсцесса Дугласа.

Наиболее тяжелым и опасным течением аднексита является образование гнойного тубоовариального абсцесса или тубоовариального образования. Это состояние, при котором происходит гнойное расплавление яичника и маточной трубы, вокруг которой вначале образуется воспалительный инфильтрат, а потом пиогенная капсула. Такое течение заболевания является показанием для экстренной госпитализации и проведения интенсивного лечения, включая лапароскопическое вмешательство.

Осложнения
Из отдаленных осложнений аднексита стоит отметить формирование спаечного процесса в малом тазу, изменения анатомо-топографических взаимоотношений органов и как следствие – нарушение проходимости маточных труб, что может быть причиной бесплодия.

Вопросы пациентов

• Добрый день. Я лежала в больнице с диагнозом сальпингоофорит (воспаление придатков и яичников). На УЗИ сказали, что увеличен правый яичник. Когда сделали мазок, то он оказался плохим: вместо лейкопластов, сказали что-то о кокопластах. В этом я мало что понимаю. Подскажите, с чем может быть связан плохой мазок и это заболевание? И чем можно лечить? Заранее большое спасибо! »»

• Здравствуйте, мне 19 лет, обострение хронического аднексита. Скажите, пожалуйста, помогут ли мне травы красная щетка и боровая матка снять воспаление и избавиться от спаек. Уж очень хвалят эти травы. Просто антибиотики в ближайшее время колоть не могу, т.к. не уверена, что не беременна, не предохранялась с мужем. Жду месячных, как придут, буду колоть прописанные врачом антибиотики. Так что хотелось немного подлечиться травками. »»

• Здравствуйте. У меня аднексит. Недавно я простыла, из-за этого начал болеть низ живота, с левой стороны. Я начала колоть гентамицин, а также вводить тампоны с новокаином и димексидом (4:1). На второй день появились выделения с неприятным запахом желто-белого цвета однородной массы. Связано ли это с аднекситом или это проявление половой инфекции? »»