Воспалительные заболевания органов малого таза

Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) – это общее понятие, состоящее из комплекса болезней, которые возникли из-за половых инфекций (в 60% случаев), стресса, переохлаждения или других причин. К наиболее распространенным относят:

ВЗОМТ характеризуются острым (первые два месяца) или хроническим течением, от чего зависит клиническая картина и тактика лечения.

вагинальные инфекции

Причины ВЗОМТ

Основной причиной ВЗОМТ являются ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), в большинстве случаев имеют место быть хламидиоз и/или гонорея. Также возбудителями могут быть трихомонады, анаэробная инфекция, генитальный герпес, мико- и уреаплазмы.

Инфекция, попав в организм женщины, начинает быстрое продвижение из влагалища (вагинит) в шейку матки (цервицит), ее тело и придатки (маточные трубы, яичники). При этом наиболее подвержены ВЗОМТ женщины младше 25 лет - у молодых девушек шейка матки полностью не развита, что делает ее более восприимчивой к половым инфекциям.

Большое количество половых партнеров также увеличивает риск развития данных заболеваний. Кроме того, в зоне риска находятся женщины, которые применяют спринцевание и ВМС. Согласно исследованиям, частые спринцевания изменяют микрофлору влагалища на патогенную, что способствует проникновению бактерий и инфекций, с последующим развитием ВЗОМТ.

Симптомы ВЗОМТ

Симптомы воспалительных заболеваний органов малого таза могут, как отсутствовать, так и проявляться очень ярко. Почти две трети пациенток не имеют четко выраженных симптомов ВЗОМТ.

Как правило, наблюдаются боли внизу живота различного характера и интенсивности, в том числе во время полового акта. Также пациентки жалуются на выделения из влагалища с неприятным запахом, повышение температуры тела и лихорадочное состояние, учащенное мочеиспускание (дизурический синдром).

При длительном течении добавляются нарушения менструального цикла, психоэмоциональные изменения, ухудшение либидо, вагинизм и другие тревожные признаки.

Осложнения:

• внематочная беременность,
  • пельвиоперитонит,
  • тубо-овариальный абсцесс,
  • трубное бесплодие,
  • хроническая тазовая боль,
  • осложненное течение беременности, преждевременные роды,
  • послеродовые воспалительные заболевания матки и др.

Диагностика ВЗОМТ

При сборе анамнеза и осмотре учитываются международные критерии для симптомов ВЗОМТ. В качестве лабораторных и аппаратных исследований применяются такие диагностические методы, как ПЦР-диагностика, бакпосев (посев на флору), лапароскопия, УЗИ и др.

Лечение ВЗОМТ

Чем позже начинается лечение ВЗОМТ, тем больше вероятность необратимого поражения маточных труб, что приведет к бесплодию или внематочной беременности.

В терапевтический курс входит как минимум два вида антибиотиков, которые имеют широкий диапазон действия и охватывают большое количество инфекций. Во время лечения симптомы заболевания могут отступить, но это не значит, что инфекция исчезла. Поэтому, не смотря на мнимое ощущение здоровья, женщина должна продолжить прием антибиотиков. Кроме того, курс лечения стоит обеспечить и ее партнеру, даже если у него отсутствуют симптомы, во избежание повторного развития болезни.

В особо серьезных случаях требуется госпитализация.

Способы предупреждения ВЗОМТ

1. Воздержание от случайных половых контактов;
  2. Использование презерватива, особенно во время полового акта с непроверенным партером;
  3. Раз в год проверка на наличие ЗППП;
  4. Консультация с врачом при появлении малейших симптомов ВЗОМТ.

Гинекологи нашей клиники проведут точную диагностику ВЗОМТ и назначат эффективную программу лечения.