• Непроходимость маточных труб
  • Лечение

Непроходимость маточных труб

Под непроходимостью маточных труб понимается состояние, когда имеется двустороннее механическое препятствие, приводящее к сужению просвета трубы, вплоть до полной ее закупорки, что препятствует прохождению яйцеклетки и сперматозоидов, осуществлению процесса оплодотворения.

Непроходимость маточных труб может быть обусловлена рубцовыми изменениями самой стенки трубы или сдавлением извне. Так, например, весьма часто обструктивный процесс вызван образованием спаек в области между фимбриями трубы и яичниками. Такая труба неспособна захватить яйцеклетку с целью дальнейшего ее продвижения в матку. Рубцовые изменения стенки в результате воспаления могут быть выражены в различной степени: тотальным поражением или единичными спайками. Разрастание плотной фиброзной ткани в трубе нарушают ее моторную функцию, что может стать причиной развития внематочной беременности. После оплодотворения яйцеклетка должна мигрировать в полость матки, но имеющиеся изменения функции трубы не дают возможности для осуществления данного процесса.

Причин, которые могли стать этиологическим фактором непроходимости маточных труб, много. К ним относится следующее:

1. инфекционно-воспалительные заболевания органов малого таза различной этиологии;
  2. спаечная болезнь, вызванная теми или иными оперативными вмешательствами на органах брюшной полости;
  3. врожденные анатомо-топографические нарушения в развитии труб (агенезия, недоразвитие, отсутствие).

Из инфекционно-воспалительных процессов стоит отметить половые инфекции, особенно те, которые протекают у женщин длительно и бессимптомно (хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз). Достаточно частой причиной является хроническая гонорейная инфекция.

Воспаление может быть локализовано в матке (метроэндометрит), маточных трубах (сальпингит), яичниках (аднексит), а также в полости малого таза. Этиологией воспаления могут быть различные неспецифические микроорганизмы. Непроходимость маточных труб может быть вызвана и туберкулезом органов малого таза.

Способствовать поддержанию хронического воспаления могут частые аборты, использование ВМС, частые смены половых партнеров, неблагоприятные условия внешней среды, снижение реактивности организма, иммунодефициты и иные состояния.

Клиническая картина заболевания крайне скудна и определяется лишь характером первоначального процесса, при условии, что он не перенесен давно. Каких-либо субъективных жалоб женщина не предъявляет. Данное состояние обычно выявляется на этапе, когда активно планируется беременность, но она не наступает. Т.е. непроходимость маточных труб является весьма частой причиной женского бесплодия.

Диагностика непроходимости маточных труб заключается в проведении рентгеновского исследования – гистеросальпингографии (ГСГ). Суть метода – получение рентгеновского снимка полости матки и маточных труб путем их ретроградного заполнения контрастным веществом. Еще одной разновидностью метода является метод ультразвуковой гистеросальпингоскопии. Особенностью данной методики является то, что она может лишь подтвердить факт непроходимости, но не может доскональное определить степень и локализацию спаечного процесса.

Наиболее информативным методом диагностики является комбинация ГСГ и лапароскопии. При этом возможно одномоментная хирургическая коррекция – устранение спаек и проведение пластики трубы.

Лечение непроходимости маточных труб – только оперативное. Как было сказано выше, под лапароскопическим контролем выполняется ликвидация спаек и пластика труб. В случаях их тотального поражения – проведение пластики нецелесообразно. Если же имеется двустороннее тяжелое поражение труб с накоплением экссудата в их полости, выраженными изменениями, то выполняется удаление очага воспаления. В дальнейшем для зачатия плода пациенток направляют на ЭКО.

Таким образом, непроходимость маточных труб является частой причиной бесплодия, которое требует проведения оперативного лечения. Прогноз терапии различный, в зависимости от степени поражения труб.