Поликистоз яичников

поликистоз яичников

Поликистоз яичников (синдром поликистозных яичников, СПКЯ) представляет собой патологию яичников, которое характеризуется изменением их морфологического строения и функции. Нарушение работы выражается в повышении уровня мужских половых гормонов (гиперандрогения) и хронической ановуляции. Данная патология является одной из основных причин эндокринного бесплодия.

Структура яичников изменена следующим образом:

• процесс всегда носит двухсторонний характер;
  • увеличение обоих яичников составляет от 2 до 6 и более раз от верхней границы нормы; отмечается гиперплазия (разрастание) стромального компонента тека-клеток яичников;
  • в структуре яичников формируются участки лютеинизации;
  • образуется большое число кистозных полостей, которые представляют собой атрезирующие фолликулы, диаметр которых составляет 5-10 мм;
  • кисты расположены непосредственно под капсулой яичников;
  • происходит значительное утолщение капсулы.

Точные причины развития синдрома поликистозных яичников неизвестны. Возможно, что патология формируется под действием ферментопатий или же является генетически детерминированной.

Считается, что в патогенезе нарушений при поликистозе яичников происходят следующие процессы:

1. В результате нарушений в работе системы гипоталамус-гипофиз нарушается синтез гонадотропинов в детском возрасте. В свою очередь повышенный уровень лютеинизирующего гормона (ЛГ) приводит к атрезии фолликулов в яичниках и увеличивает избыточную секрецию андрогенов.
  2. Дефицит фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) приводит к накоплению андрогенов в организме.
  3. При поликистозе яичников происходит развитие инсулинорезистентности, что является причиной нарушения обмена углеводов. Сложные биохимические нарушения приводят к избыточному выбросу ЛГ, и образуется порочный круг, во время которого поддерживается высокий уровень андрогенов. Кроме того, нарушение углеводного обмена в той или иной степени способствует увеличению массы тела и усиленному синтезу андрогенов в клетках жировой ткани. Также наблюдается биохимическая цепочка, во время которой тестостерон синтезируется в эстрадиол, а андростендиол - в эстрон. Этот феномен не зависит от центральной регуляции гормонального фона, и жировые клетки являются источником большого числа андрогенов и эстрогенов неяичникового происхождения.
  4. Уменьшается синтез белков, связывающих половые гормоны, что в свою очередь ведет к уменьшению концентрации свободного тестостерона. Выработка глобулинов, связывающих половые гормоны, определяется концентрацией эстрадиола и инсулина.
  5. При поликистозе яичников снижается концентрация эстрадиола.

В клинической практике выделяют два вида поликистоза яичников: с избыточной массой тела и без нее.

Таким образом, синдром поликистозных яичников представляет собой прогрессирующее хроническое заболевания яичников с нарушением их строения и функции и формирующееся на этапе пубертатного периода. В патогенезе СПКЯ происходят множество нарушений в нейрогормональной регуляции деятельности эндокринной системы, что приводит к развитию яичниковой гиперандрогении и отсутствии полноценной овуляции, что является причиной бесплодия.

Вопросы пациентов

• Здравствуйте, скажите, пожалуйста, может ли поликистоз быть вызван приемом постинора? И отличается ли принцип лечения? »»

• Здравствуйте! Мне 24 года, в прошлом году поставили диагноз - подозрение на СПКЯ, хотелось бы уточнить, сколько будет стоить обследование и его длительность. »»

• Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом: поставлен диагноз - поликистоз яичников. Врач рекомендовал принимать Кломифен. После приема в середине цикла были сильные боли в левом боку, но менструации приходили два цикла подряд. Потом пришла на прием, врач сказала, что если я сейчас не планирую беременность, то надо принимать контрацептивы. Пью Ярину уже шесть циклов. Объясните, пожалуйста, если я просто хочу вылечить поликистоз, но пока не беременеть, я должна пить контрацептивы или все-таки пытаться стимулировать овуляцию? Спасибо, что уделили время! »»