Миома матки

Миома матки представляет собой доброкачественный процесс, характеризующийся образованием опухоли из мышечных и фиброзных компонентов. Отличительной особенностью миомы является тот факт, что она является ограниченной от неизмененных тканей.

Рост новообразования начинается в мышечном слое матки. В дальнейшем она может расти в сторону слизистой оболочки или, наоборот, в сторону брюшной полости. Некоторые виды миом имеют только межмышечную локализацию и не выходят за пределы миометрия.

Виды миомы матки
миома матки

Таким образом, различают следующие виды миомы матки:

1. Интрамуральные: представляют собой отграниченные, капсулированные узлы. На самом деле они имеют псевдокапсулу, которая представляет собой измененный вал мышечных и соединительно-тканных клеток.
  2. Внутрисвязочные: узлы располагаются в пределах широкой связки матки.
  3. Субмукозные: обычно такие миомы имеют ножку, исходящую из мышечного слоя. Сам узел располагается подслизисто, выпирает в полость матки и иногда может значительно перемещаться в полости. Нередки случаи, когда он выпадает во влагалище через просвет цервикального канала. Такие узлы носят название рождающихся субмукозных миом. Они способны деформировать полость матки и нередко достигают больших размеров.
  4. Субсерозные: также могут иметь значительные размеры и ножку, исходящую из миометрия. Такая форма заболевания протекает бессимптомно и выявляется случайно при проведении осмотра и УЗ обследования.

Миомы матки — довольно распространенная патология, встречающаяся у женщин старше 30 лет примерно в 15-20% случаев. С увеличением возраста риск развития заболевания возрастает. Изредка встречаются миомы и у молодых женщин и девушек.

Причины миомы

Точные причины развития патологии неизвестны, хотя считается, что пусковым механизмом является гиперэстрогенемия. При этом нередко миомы могут быть и у женщин, не имеющих каких-либо гормональных нарушений. Источником роста миомы являются клетки гладкой мускулатуры миометрия с окружающими их соединительнотканными элементами. Вначале наступает локальная пролиферация участка миометрия, которая постепенно формирует узел измененных тканей. Далее под влиянием множества факторов наблюдается увеличение узла. В частности, значительный рост узлов миомы наблюдается во время беременности. У женщин, находящихся в состоянии менопазуы, может возникать регресс заболевания. Развитию процесса способствуют воспалительные процессы органов малого таза, нарушения менструального цикла, частые прерывания беременности, гиперплазия эндометрия, полипы эндометрия.

В случае нарушения кровоснабжения узла миомы в ней происходят дегенеративные изменения: кальцинация узла, гиалиноз узла, мукоидная дегенерация, кистозное перерождение, некроз узла. Трансформация узла миомы в злокачественную опухоль бывает редко, менее чем в 1% случаев.

Вопросы пациентов

• Здравствуйте. Мне 28 лет. Я не рожала, абортов не было. Мне поставили многоузловую миому матки (интерстициальные миоматозные узлы передней стенки матки размерами 18 мм и 50/37 мм; выпота нет); форма шаровидная, контуры ровные. Назначили Мендинет - пить 3 месяца, затем - беременность. Вопрос: 1. есть ли затруднения для беременности при таком расположении узлов. 2. следует ли пить гормональные препараты, если я планирую беременность. »»

• Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, сколько недель у меня миома и ее размеры? Расшифруйте какая она по названию, а то врач ничего не обьяснил. Моя матка: тело 68*51*62 мм, структура неоднородна по передней левой стенке в области перешейка интерспициально гипоэхогенный узел 30*29*31мм. Как проводится лечение? Врач ничего не выписал, кроме препаратов йода. »»

• Добрый день! В 2001 г. поставили диагноз: субсерозная миома матки. Последнее УЗИ: размер узла 43х32 мм (не беспокоит). Было прижигание эрозии 2 раза и эндоцервит (прижигали еще 2 раза). С 2002г. беспокоят кровянистые, темные выделения перед месячными. В 2006 делала гистероскопию: эндометрий с картиной железистой гиперплазии с формированием железистых полипов эндометрия. Лечение: Дюфастон (1 год), Утрожестан 3 мес. Вроде после Утрожестана получше, потом опять начинает мазать. Подскажите, лечить или сделать операцию (эктомию матки). Рожать не планирую. Заранее спасибо. »»