Лейкоплакия шейки матки

лейкоплакия шейки матки

Лейкоплакия шейки матки представляет собой утолщение и ороговение кожных покровов.

В норме этого не происходит, благодаря чему данное эпителиальное покрытие достаточно эластично и может растягиваться при родовой деятельности.

Опасность заболевания заключается в высокой степени риска перерождения эпителия шейки матки в злокачественную опухоль (около трети пациенток).

Этиология и патогенез

Выделяют несколько видов патологии. По внешнему виду различают следующие формы:

• простая (плоская) — участки измененного эпителия не возвышаются над поверхностью;
  • бородавчатая — на поверхности шейки матки образуются белесые наросты, которые выступают над слизистой;
  • эрозивная — на поверхности бляшек присутствуют трещины или эрозивные участки.

Очаги лейкоплакии шейки матки могут быть единичными или множественными. Иногда патологические изменения могут распространяться на вульву и слизистую влагалища.

Простая форма заболевания характеризуется изменениями только поверхностных слоев эпителия. Если атипичные структурные элементы наблюдаются во всех слоях, то говорят о пролиферативной форме. Она расценивается как предраковое состояние.

Точная причина появления патологических изменений эпителия шейки матки в настоящее время не установлено. Однако ряд факторов может способствовать развитию заболевания:

• гормональные нарушения,
  • снижение иммунитета,
  • инфекционные заболевания,
  • беспорядочная половая жизнь,
  • травматизация шейки матки во время родов, при проведении абортов и пр.

В большинстве случаев лейкоплакия шейки матки протекает бессимптомно и диагностируется во время профилактического осмотра. При обширных участках изменений могут наблюдаться болевые ощущения при сексуальном контакте, небольшие кровяные выделения после акта, бели с неприятным запахом, зуд во влагалище.

Диагностика и лечение

Для подтверждения диагноза кроме осмотра с помощью зеркал применяют следующие методики:

Комплексное обследования позволяет оценить характер и величину поражения, наличие или отсутствие атипичных клеток.

Тактика лечения определяется выявленной формой заболевания и направлена на устранение фоновых заболеваний, а также удаление очагов патологически измененного эпителия. Данная процедура может проводиться при помощи различных методик:

• криодеструкция,
  • химическая коагуляция (солковагин),
  • радиоволновая диструкция,
  • диатерокоагуляция,
  • лазерная вапоризация.

Каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками. В каждом конкретном случае врач подбирает наиболее эффективный в зависимости от клинической картины заболевания. Процедура иссечения проводится на 5-7 день менструального цикла. На период лечения необходимо отказаться от половых контактов и применения противозачаточных средств.

Для подтверждения диагноза применяют кольпоскопию и биопсию.