+7 (495) 688-92-83 +7 (495) 688-98-73
Москва, ул.Гиляровского д 55 (м. Проспект Мира)

Киста яичника

киста яичника

Киста яичника представляет собой доброкачественное новообразование, характеризующееся формированием отграниченной жидкостной структуры с капсулой в составе яичника. Кисты яичников относятся к непролифелирующим образованиям. В большинстве случаев формирование кисты связано с возникновением полости и ретенцией жидкостного компонента в полости. Обычно они имеют капсулу, которая обеспечивает локальный характер процесса. Новообразования могут быть односторонние или двухсторонние, единичные и множественные.

Существует следующая классификация:

1. Фолликулярные кисты яичников.
  2. Кисты желтого тела.
  3. Параовариальные кисты.
  4. Дермоидные (зрелые тератомы).
  5. Эндометриоидные (эндометриомы).
  6. Трубно-яичниковые кисты.

Также выделяют так называемые кистозные опухоли. Они по своей морфологии являются истинными опухолями, но имеют сходную с кистами структуру. Это серозные и муционозные цистаденомы.

Механизм образований кист может быть различным. Стоит сказать, что некоторые кисты (такие, как фолликулярные и кисты желтого тела) являются функциональными и обычно подвергаются обратному развитию. Другие же виды (эндометриоидные, дермоидные, трубно-яичниковые кисты) тенденцию к регрессу не имеют, и ликвидировать их возможно только путем оперативного лечения.

Клиническая картина кист яичников

В большинстве случаев неосложненные кисты яичников протекают бессимптомно и выявляются случайно при проведении обследования. Иногда особенно при больших размерах кист женщины могут предъявлять жалобы на дискомфортные ощущения в животе, боли ноющего или тянущего характера. Они могут усиливаться или возникать во время полового акта. В случае возникновения осложнений, таких как разрыв кисты или же нарушение кровоснабжения в результате перекрута ножки кисты, боли приобретают характер острых или кинжальных, при этом наблюдается напряжение мышц передней брюшной стенки, дизурические расстройства, а также тенезмы и неприятные ощущения в области прямой кишки.

При эндометриоидных кистах боли усиливаются или возникают в дни, близкие к менструации.

Если разрыв кисты происходит в месте локализации кровеносных сосудов, то может иметь место картина внутреннего кровотечения.

При наличии кист яичника часто происходят различные нарушения менструального цикла: задержка менструации, нерегулярность, нарушение менструального цикла, появление мажущих кровянистых выделений вне менструации. Если новообразования достигают гигантских размеров, то возможно изменение формы живота.

диагностика кисты яичника

Диагностика заболевания сложностей не представляет. Заподозрить наличие кисты можно во время гинекологического осмотра, а точный диагноз устанавливается при проведении УЗ сканирования органов малого таза.

В сложных случаях для проведения диагностики природы кисты прибегают к компьютерной томографии, МРТ, лапароскопии, пункции с получением содержимого для цитологического исследования, а также проведение кистографии. Если имеется подозрение на кистозную опухоль, то дополнительно исследуются онкомаркеры.

Тактика лечения зависит от типа кисты и может быть как консервативной, так и оперативной.

Вопросы пациентов

• Здравствуйте! Если киста на яичнике лопнула, яичник удаляется? »»

• Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что является причиной возникновения фолликулярной кисты? Сначала она была на левом яичнике - 4 см, после месячных пропала. А в этом цикле - 6 см - на правом яичнике. Как ее лечат, кроме ОК (после приема возникает снова)? Врач назначила лапароскопию, какова вероятность, что она снова появиться? Как скоро можно забеременнеть? »»

• Здравствуйте! Три месяца назад на УЗИ у меня обнаружили кисту яичника (4,7-3,5-4,3), я принимала Логест, но киста сохранилась, хотя и стала чуть меньше в размере. У меня запланирована поездка на отдых, а доктор отправляет на лапароскопию. Подскажите, при каких условиях может произойти разрыв кисты, действительно ли отдых на море может спровоцировать разрыв? »»