Эрозия шейки матки

Эрозия шейки матки (истинная эрозия) представляет собой эпителиальный дефект тканей шейки матки.

эрозия шейки матки

Причины возникновения такого нарушения весьма различны:

• механическое повреждение;
  • воспалительный процесс, вызванный вирусами и бактериями;
  • нарушения кровоснабжения шейки матки;
  • воздействие агрессивными химическими веществами;
  • лучевое лечение;
  • деструктивные опухолевые процессы.

Таким образом, истинная эрозия шейки матки является не самостоятельным заболеванием, а лишь симптомом, указывающим на то или иное поражение тканей шейки.

Эктопия шейки матки
Истинную форму следует дифференцировать от так называемой псевдоэрозии шейки матки. В настоящее время с целью избежать путаницы и недопонимания течения патологического процесса рекомендуется термин «псевдоэрозия» заменить на эктопию шейки матки.

Она представляет собой изменения в строении шейки матки, при которых цилиндрический эпителий цервикального канала смещен в сторону влагалищной части шейки матки. Обычно скопление цилиндрического эпителия располагается вокруг наружного зева. Считается, что эктопия шейки матки является физиологическим процессом и может встречаться у 50% женщин молодого возраста, в особенности у нерожавших женщин. Точные причины возникновения эктопии не известны, однако доказано, что в большей степени она имеется у женщин, имеющих:

• раннее начало половой жизни,
  • фоновые инфекционные процессы влагалища и шейки матки,
  • травматичные половые акты,
  • гормональные нарушения,
  • частые прерывания беременности,
  • нарушения в составе микрофлоры влагалища (дисбактериозы влагалища).

Также есть данные о том, что эктопия имеет наследственные причины возникновения.

Эктопии могут быть врожденными и приобретенными. В процессе внутриутробного развития девочки все части влагалища и шейки матки, включая и влагалищную, покрыты цилиндрическим эпителием. Далее происходит постепенное замещение цилиндрического эпителия многослойным плоским. Процесс начинается со стороны влагалища и постепенно переходит на шейку матки. Однако в силу различных причин этот процесс может нарушиться, и границы между двумя типами эпителиальных тканей перемещаются наружу. Данная граница представлена метапластическим эпителием. В гинекологии место перехода цилиндрического эпителия в плоский называют зоной трансформации. Если у девочек зона трансформации расположена в области наружного зева или даже в зоне эндоцервикса, то у женщин половозрелого возраста шейка матки активно растет и увеличивается в размерах, что приводит к смещению зоны трансформации в область экзоцервикса. Эктопии могут самопроизвольно ликвидироваться, а могут и осложняться.

Осложнения эктопий, как правило, связаны с присоединением инфекций, в особенности вирусов папилломы человека, что может приводить к развитию неблагоприятных изменений тканей шейки матки, а также развитию предрака и рака шейки матки.

Таким образом, в понятие эрозии шейки матки включено большое число заболеваний, включая даже те, которые характеризуется отсутствием эрозивного процесса. Кроме того, такой термин не дает информации о причинах, которые привели к развитию указанных изменений. Поэтому говорить об эрозии шейки матки возможно лишь только после клинического и инструментального обследования состояния тканей шейки матки. Поэтому основными методами диагностики эрозий и псевдоэрозий шейки матки являются кольпоскопическое и цитологическое исследование.

Вопросы пациентов

• Здравствуйте! У меня после первых родов обнаружена эрозия шейки матки (роды были 1,2 года назад). Врач говорит, надо прижигать. А я хочу еще потом рожать. Возможно ли пока обойтись без прижигания? И любую ли эрозию можно прижигать лазером, и можно ли после этого рожать? Заранее спасибо за ответ »»

• Здравствуйте! Может ли эрозия шейки матки проявлять себя в виде жжения во влагалище, например, если она очень большая. Прошла лечение от инфекционных заболеваний и заморозила.»»

• Здравствуйте! У меня эрозия шейки матки, на данный момент нет возможности сделать прижигание. Родов не было, я слышала, что до родов не желательно прижигать. Посоветуйте лечение, которое можно провести на дому.»»