Эктропион (выворот шейки матки)

эктропион шейки матки

Эктропион шейки матки представляет собой аномальное выворачивание слизистой оболочки цервикального канала.

Данную патологию рассматривают в качестве осложненной формы эктопии шейки матки с рубцовыми изменениями.

Различают две формы заболевания:

• Врожденная. Диагностируется у молодых женщин на первом осмотре после начала половой жизни. Причиной развития патологии считается нарушения гормонального фона.
  • Приобретенная. Имеет посттравматическое происхождение и связано с разрывами шейки матки во время родов и родовспоможения, а также проведением аборта при большом сроке беременности.

Травмирующее воздействие приводит к повреждению циркулярных мышц. Сокращение продольной мускулатуры в отсутствие противодействия ведет к зиянию и вывороту наружного зева шейки матки.

Кислая среда влагалища уничтожает болезнетворные бактерии и микроорганизмы. В случае выворота шейки матки происходит нарушение pH баланса из-за присутствия цилиндрического эпителия цервикального канала. Также снижается количество выделяемого им слизистого секрета. Все это ведет к снижению барьерных функций шейки матки и постепенному проникновению патологической микрофлоры, вызывающей воспаление. Таким образом создаются благоприятные условия для развития ряда других патологий: эрозии, лейкоплакии, дисплазии и пр.

Наличие грубых рубцовых изменений также снижает вероятность наступления беременности.

Клиническая картина

Эктропион не обладает какими-либо специфическими проявлениями, однако может сопровождаться нарушениями менструального цикла. В случае присоединения воспалительного процесса возможно появление таких симптомов, как:

Диагностика и лечение

Выворот шейки матки диагностируется при гинекологическом осмотре при помощи зеркал. Затем выполняется комплексное обследование, включающее:

При выявлении аномальных участков или зон трансформации проводится прицельная биопсия с последующим гистологическим исследованием тканей. При врожденной форме патологии потребуется дополнительное исследование гормонального статуса.

Лечение заболевания направлено на ликвидацию сопутствующего воспаления и восстановление анатомии шейки матки. Выбор методики в каждом конкретном случае определяется возрастом женщины, состоянием репродуктивной системы в целом и выявленными патологическими изменениями.

При умеренно выраженной патологии для разрушения измененных тканей применяют:

• диатермокоагуляцию,
  • лазерную или криодеструкцию.

В более тяжелых случаях проводится эксцизия шейки матки или радиоволновая конизация. Использование этого метода позволяет исследовать удаленные ткани. Помимо оперативного лечения назначается медикаментозная терапия для устранения воспалительного процесса.