Эктопия шейки матки

эктопия шейки матки

Эктопия или псевдоэрозия представляет собой замещение клеток многослойного плоского эпителия, располагающегося на шейке матки со стороны влагалища, на цилиндрический, который выстилает цервикальный канал. Визуально врач наблюдает участки ярко-красного цвета с четкими границами, которые состоят из сосочков, располагающихся вокруг цервикального канала. Это достаточно распространенная патология, которая носит доброкачественный характер. Однако на ее фоне вероятность развития злокачественного процесса повышается (особенно при присоединении воспалительного процесса).

Этиология и патогенез

Псевдоэрозия может быть врожденной или возникать под влиянием ряда факторов:

• гормональные нарушения,
  • воспалительные процессы,
  • раннее начало половой жизни,
  • отсутствие постоянного партнера,
  • большое число абортов.

Кроме этого выделяют следующие формы заболевания:

• неосложненная — без видимых симптомов воспаления;
  • осложненная — развивается на фоне присоединения инфекции;
  • рецидивирующая — возникающая повторно после проведенного лечения.

Следует отметить, что врожденная и неосложненная эктопия шейки матки относятся к варианту нормы у нерожавших женщин в возрасте до 25 лет и при беременности.

Осложненная форма заболевания может привести к:

Эктопия шейки матки не характеризуется какой-либо выраженной клинической картиной. Однако при наличии сопутствующих воспалительных процессов могут появиться бели, боли, контактные кровяные выделения.

Диагностика эктопии шейки матки включает в себя:

Неосложненная и врожденная псевдоэрозия не требует терапии. Однако женщина должна находиться под постоянным диспансерным наблюдением (каждые 6 месяцев). При осложненной эктопии шейки матки лечение, в первую очередь, направлено на устранение сопутствующего воспалительного процесса. После проводится удаление патологически измененной ткани с помощью одного из физиохирургических методов:

• криодеструкция,
  • лазерная деструкция,
  • диатермокоагуляция («прижигание»),
  • радиоволновая деструкция.

Диатермокоагуляция — наиболее травматичный способ. На месте удаленных тканей остается небольшой рубец, что впоследствии препятствует нормальной родовой деятельности. Поэтому применяется для рожавших женщин и не планирующих беременность. Остальные методы позволяют избежать подобных последствий. Выбор наиболее эффективной методики лечения врач осуществляет на основании наблюдаемой картины и тяжести состояния.