Посткоитальная контрацепция

Посткоитальная контрацепция – это методы предохранения от нежелательной беременности после незащищенного полового акта. Все они направлены на торможение овуляции, процесса оплодотворения и должны быть применены не позже 72 часов после коитуса (оптимальный вариант – в течение 24 часов).

Сразу следует оговориться, что методы посткоитальной контрацепции являются экстренными и не подходят для постоянного применения. Однако о них нужно знать, потому что своевременное их применение поможет избежать нежелательной беременности или, если беременность все же наступила, последующего хирургического вмешательства (аборта) с осложнениями. Их также можно использовать в случаях дополнительной контрацепции (при разрыве презерватива, смещении диафрагмы) или при нечастой половой жизни.

Выделяются несколько способов экстренной контрацепции.

Спринцевание

Спринцевание – это промывание влагалища водой или спермицидным раствором сразу после полового акта. Спринцевание лучше применить, если нет возможности прибегнуть к какому-либо другому методу, так как оно является одним из самых малоэффективных. К тому же существует риск нарушения микрофлоры влагалища (бактериального вагиноза).

Гормональные средства

Гормональная посткоитальная контрацепция основана на применении гормональных препаратов как можно раньше после незащищенного полового акта, которые направлены на предотвращение нежелательной беременности. Применение больших доз гормонов отрицательно влияет на репродуктивную систему, поэтому к ним можно прибегать как можно реже. Самым распространенным средством считается Постинор, который содержит в упаковке две таблетки. Одну из них нужно выпить в течение 48 часов после полового акта, вторую – еще через 12 часов. Постинор нельзя применять постоянно, так как он содержит очень большое количество гормонов. Вместо него могут быть использованы комбинированные оральные контрацептивы. Однако прием этих препаратов может вызвать побочные явления: тошноту, рвоту, общую слабость.

Внутриматочные средства

В качестве экстренной профилактики нежелательной беременности могут быть использованы и внутриматочные средства: введение во влагалище медьсодержащей внутриматочной спирали после незащищенного полового акта. Эта процедура должна быть осуществлена не позднее чем через пять дней после коитуса, тогда эффективность этого метода существенно увеличивается, достигая 98%. Процесс ввода спирали проводится только врачом после предварительного осмотра.

Этот метод посткоительной контрацепции абсолютно не подходит женщинам, пережившим изнасилование, потому что после него очень высока вероятность заражения венерическими болезнями. Спираль же всегда облегчает путь инфекции к верхним половым путям.

Читать ещё: контрацепция