Яичниковая гиперандрогения

Яичниковая гиперандрогения считается распространенной формой эндокринопатий, для которой характерен синдром поликистозных яичников. Данное заболевание на настоящий момент еще недостаточно изучено, механизмы его развития связывают с нарушением синтеза фермента цитохром р450с17. Многие исследования подтверждают наследственный фактор. Усиленная выработка андрогенов провоцирует и увеличение секреции эстрогенов на периферии. Яичники на фоне дисбаланса ЛГ и ФСГ продуцируют андроген в большем количестве. Подобный дисбаланс отражается на уровне тканей-мишеней: волосяные фолликулы, кожа, жировая ткань.

Признаки

Почти у половины пациенток с яичниковой гиперандрогенией наблюдается избыточный вес и ожирение на фоне инсулинорезистентных состояний. Существует высокий риск развития сахарного диабета. Избыток мужских половых гормонов приводит к появлению признаков маскулинизации:

• рост волос на лице и теле по мужскому типу,
  • акне,
  • выпадение волос (алопеция),
  • изменение пропорций тела (широкие плечи, узкий таз).

Типичным симптомом гиперандрогении является нарушения менструального цикла: альгоменорея, аменорея. Помимо этого, происходят нарушения процесса образования и роста фолликулов, что приводит к отсутствию овуляции и, следовательно, к нарушению репродуктивной функции.

Выраженность выше указанных клинических проявлений может варьироваться, некоторые признаки могут быть не связаны с гиперандрогенией. Поэтому по симптоматике достаточно сложно определить диагноз. Установленные по УЗИ поликистозные изменения яичников также могут рассматриваться вариантом нормы. Обязательным методом диагностики является исследование крови на половые гормоны, на гормоны щитовидной железы.

Лечение

Терапевтическая программа разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом клинико-диагностических данных, жизненных планов пациентки. В случае, когда женщина не планирует в ближайшее время беременность, лечение направлено на устранение внешних негативных проявлений заболевания: усиленного роста волос, алопеции, ожирения. При избыточном весе в первую очередь необходимо нормализовать режим питания, уменьшить калорийность продуктов. Зачастую после похудения дисбаланс гормонов постепенно снижается.

Также рекомендована тщательно подобранная гормональная терапия в течение нескольких месяцев. Назначают оральные контрацептивы, аналоги гонадолиберина, медроксипрогестерон, глюкокортикоиды.

Женщинам, желающим завести детей, также разрабатывается лечение гормонами, проводится стимуляция овуляции. Во время беременности пациентки с яичниковой гиперандрогенией продолжают лечение до окончания формирования плаценты (16 недель). Если существует риск угрожающего аборта, корректируют дозировку и продолжают прием медикаментов.