Гиперандрогения

Гиперандрогения считается на сегодняшний день распространенной патологией эндокринного характера. Для нее свойственно усиленная выработка мужских половых гормонов — андрогенов:

• дегидроэпиандростерон,
  • дегидроэпиандростерона сульфат,
  • андростендион,
  • тестостерон,
  • андростендиол.

Данная группа гормонов синтезируется преимущественно в яичниках, надпочечниках, а также в периферической ткани (мышечная, кожа, печень). Чрезмерная выработка андрогенов способствует замедлению роста фолликулов, что приводит к фолликулярной атрезии. Также данная гормональная патология провоцирует образованию поликистоза яичников.

В зависимости от источника синтеза мужских половых гормонов различают два типа гиперандрогении:

Каждый вид заболевания характеризуется определенными клиническими особенностями, этиологическими факторами. Форма эндокринного расстройства выявляется путем сдачи лабораторных анализов на гормоны: ЛГ, ФСГ, тестостерон, андростерон, АКТГ, кортизол, 17-гидроксипрогестерон. Дополнительно проводятся ультразвуковые исследования органов малого таза, КТ, нагрузочные тесты.

Клиническая картина

К типичным симптомам гиперандрогении относят:

• гирсутизм: рост терминальных волос по мужскому типу (на лице, в области паха, на животе, спине). Степень избыточного оволосенения определяется по шкале Ferrimana – Gallwey.
  • угревая болезнь (акне): вызвана активной выработкой кожного сала, наблюдаются как воспалительные элементы (папула, пустула), так и угри невоспалительного характера (закрытые, открытые комедоны).
  • нарушения менструального цикла: свойственно удлинение цикла, выраженный предменструальный синдром, часто наблюдается аменорея,олигоаменория. Гиперандрогения оказывает сильное влияние на репродуктивную функцию женщины, нередко отмечаются проблемы с зачатием, вынашиванием беременности.
  • алопеция: выпадение волос фиксируется чаще на макушке или/и теменной области.
  • изменение голоса, телосложения (маскулинизация).

Лечением гиперандрогении должен заниматься опытный врач-эндокринолог, поскольку неграмотное вмешательство в эндокринную систему может запустить развитие серьезных патологий внутренних органов. Терапевтическая схема разрабатывается на основе лабораторных анализов, тщательно собранного анамнеза, физического осмотра пациента. В основе терапии лежит коррекция гормонального фона препаратами:

• глюкокортикоиды,
  • оральные контрацептивы,
  • антиандрогены,
  • ингибиторы 5-альфа редуктазы.

Дополнительно проводится лечение, направленное на устранение клинических проявлений заболевания.