Эндокринное бесплодие

Распространенность эндокринного бесплодия варьируется от 4% до 40 %. Данная патология в первую очередь обусловлена различными проблемами овуляции:

• синдром хронической ановуляции,
  • недостаточность лютеиновой фазы,
  • нарушения имплантации оплодотворенной яйцеклетки и пр.

При наличии подобных состояний не обеспечивается полноценный процесс овуляции, в результате чего беременность не наступает или происходят спонтанные выкидыши на первых неделях беременности.

Причины

Заболевание вызвано нарушением гормонального фона в цепочке: гипоталамус-гипофиз-яичники. Частыми провоцирующими факторами в развитии нарушений репродукции считаются:

Точные причины появления этих нарушений до сих пор не выявлены, они могут быть связаны с наследственностью, стрессовыми ситуациями, неблагоприятной экологией, нарушениями питания и пр.

Клиническая картина эндокринного бесплодия складывается из различных проявлений. Помимо невозможности забеременеть, женщины могут жаловаться на нарушения менструального цикла, болезненные месячные, аменорею, повышенное оволосенение по мужскому типу, увеличение массы тела и пр.

Диагностика заболевания заключается в прохождении лабораторных исследований на гормоны половой системы (ЛГ, ФСГ, 17-ОН-прогестерон, тестостерон, эстрадиол), щитовидной железы (Т3, Т4 и пр.). Обязательно проводится обследование органов малого таза (гинекологический осмотр, ультразвук), щитовидной железы, выполняются измерения базальной температуры. При ожирении дополнительно назначается диагностика сахарного диабета (анализ на содержание сахара в крови и моче). Постановка диагноза складывается исходя из комплексного обследования, невозможно установить заболевание только по одному какому-либо анализу.

Лечение эндокринного бесплодия

Главной задачей лечения эндокринного бесплодия является наступление беременности, поэтому гинекологи назначают гормональные препараты, способствующие нормальному развитию овуляции. В гинекологической практике часто используется кратковременная гормональная контрацепция (3-4 месяца), на отмене которой происходит так называемый ребаунд-эффект: яичники начинают функционировать интенсивнее, возобновляется овуляция.

При неэффективности этой методики может быть использована стимуляция овуляции с поддерживающей терапией прогестероном. Данная техника зарекомендовала себя как эффективный и быстрый метод наступления беременности при бесплодии. В некоторых случаях разрабатывается индивидуальная гормональная терапия на протяжении нескольких месяцев (от полугода), которая направлена на нормализацию гормонального фона. Такое лечение должен назначать врач-эндокринолог, также пациентки должны будут регулярно сдавать анализы на гормоны, чтобы контролировать ход терапии.