Барьерная контрацепция

Барьерная контрацепция представляет собой использование «механических» средств, которые являются преградой сперматозоидам на пути к яйцеклетке. У них есть и еще оно большое преимущество – они защищают не только от нежелательной беременности, но и от заболеваний, передающихся половы путем (венерических).

Нельзя сказать, что это наиболее эффективные способы контрацепции – их эффективность колеблется от 50 до 85 %. Зато они наиболее популярны за счет простоты использования и отсутствия резких противопоказаний в применении. Также они очень удобны при наличии нескольких половых партнеров.

Самый распространенный способ барьерной контрацепциипрезерватив. Кроме того, существуют еще диафрагмы, колпачки и контрацептивные губки.

Влагалищная диафрагма

Влагалищная диафрагма – это колпачок из латекса в форме полусферы с тонким металлическим кольцом, который облегчает его введение во влагалище. Перед использованием диафрагмы ее необходимо промыть водой с мылом и дезинфицирующим веществом, края смазать противозачаточной пастой. У этого способа контрацепции существует ряд преимуществ:

• диафрагма достаточно дешевая,
  • её можно применять не один раз,
  • при долговременном использовании она является профилактикой рака шейки матки, а также заболеваний, передающихся половым путем.

Однако есть и существенные минусы: малая эффективность, возможная аллергия, неприятные ощущения при использовании, задержка мочеиспускания, возможные обострения воспалительных заболеваний половых органов.

Между собой диафрагмы различаются по структуре ободка. Среди них выделяют диафрагмы:

• с плоской пружиной,
  • со спиралеобразной пружиной,
  • с дугообразной пружиной
  • с широкой перемычкой.

Их размер колеблется от 50 до 95 мм. Подбор осуществляется в зависимости от тонуса мышц влагалища, его ширины и глубины. Это важно, так как неправильный подбор влечет за собой следующие последствия: при слишком большой диафрагме могут появиться боли внизу живота, при слишком маленькой – значительное снижение эффективности метода. Подбор правильного размера проводится врачом, он же обучает женщину технике введения и извлечения.

Введение производится непосредственно перед половым актом. Кроме того, необходимо оставить диафрагму во влагалище еще на 8 часов после полового акта. После извлечения следует провести спринцевание влагалища дезинфицирующим раствором.

Существуют противопоказания, при которых не следует применять диафрагму:

• подозрение на беременность,
  • первые месяцы после родов или аборта,
  • воспалительные процессы во влагалище или в матке,
  • эрозия шейки матки.

Контрацептивная эффективность использования диафрагмы значительно увеличится, если вместе с ней применять химические контрацептивные средства.

Шеечные колпачки

Шеечные колпачки – метод барьерной контрацепции, это колпачки из мягкой резины, надеваемые на шейку матки и преграждающие доступ сперматозоидов к яйцеклетке. Самые распространенные – алюминиевые колпачки Кафки.

Существует 24 размера колпачков, поэтому подбор осуществляется индивидуально для каждой женщины врачом. Колпачок надевается врачом через несколько дней после окончания менструации и извлекается за несколько дней до начала следующей. Он должен плотно охватывать шейку матки, чтобы сперма не попала в матку.

Противопоказания к применению колпачка те же, что и для диафрагмы. К тому же его нельзя использовать при короткой шейке матки, недоразвитии матки или повышенной секреции шеечной слизи. Он может применяться только здоровыми женщинами, которые должны не реже одного раза в три месяца проходить медицинское обследование, потому что в матке могут начаться воспалительные процессы в связи с длительным раздражением шейки матки и застоем ее содержимого.

Контрацептивная губка

Контрацептивная губка - средство барьерной контрацепции, которое совмещает в себе механический метод с химическим. Это природная морская (или изготовленная из полиуретана) губка, пропитанная спермицидным веществом, которая помещается во влагалище непосредственно перед половым актом, предварительно смоченная в воде, и вынимается спустя 6-8 часов после полового акта. Она выглядит как подушечка с петлей для извлечения. Ее несомненным плюсом можно назвать, прежде всего, простоту использования. Однако эффективность составляет около 75-80%, а также существует вероятность появления аллергии.

Читать дополнительно:
Контрацептивное кольцо